14:12
Марина Гранина: В литературе должен быть свет

Дочь писателя, фронтовика Даниила Гранина, президент Фонда сохранения и популяризации его наследия Марина Чернышова-Гранина впервые посетила Сургут в рамках проекта «Наша Победа — наша гордость»

Проект включает ряд мероприятий: памятные встречи представителей творческих организаций Санкт-Петербурга с жителями, ветеранами, блокадниками, учащимися, студентами на базе Сургутской городской библиотеки им. А. С. Пушкина, районной библиотеки им А. Г. Пирожникова; акцию «Читающий автобус «Ленинград — Югра»; межрегиональную научно–практическая интернет-конференцию «Блокада и оборона Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках» и другие.

Масштабное литературное онлайн-мероприятие — а география конференции включает в себя помимо Сургута также Санкт-Петербург, Томск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск и другие муниципальные образования Югры, —  проводилась в режиме видеоконференцсвязи на базе Централизованной библиотечной системы Сургута.

В течение двух дней участники проекта провели брифинг в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, интернет-конференцию, акцию «Читающий автобус». Вместе с сургутянами знаменитые произведения Даниила Гранина – «Блокадную книгу» и «Моего лейтенанта» читала дочь писателя.  Кстати, в такой акции Марина Данииловна участвует впервые. Корреспондент «Сургутской трибуны» встретилась и побеседовала с Мариной Чернышовой-Граниной.

Мало нравственной литературы

— Марина Данииловна, минувший 2019-й год был объявлен президентом Годом Гранина. Назовите наиболее значимые для Вас события этого года. Какие издательские проекты удалось реализовать?

— Конечно, значимым событием стало открытие памятника Даниилу Александровичу в Санкт-Петербурге. Открывал его президент Владимир Путин и я думаю, что этот факт говорит многое о Данииле Гранине, и как о писателе, и как гражданине. Если говорить об издательских проектах, то в 2019 году мы выпустили два тома собрания сочинений Даниила Грани, книгу воспоминаний «О Данииле Гранине», которая на Московской книжной ярмарке получила награду как лучшая книга года, провели акцию благодарности: принимали гостей из этих городов в Петродворце, Филармонии и Мариинском театре. А на майском Книжном салоне мы выступили с интересной концепцией: дарить книги, вышедшие в 2018-2019 годах, областным библиотекам городов, куда эвакуировали ленинградцев во время блокады.  

— На одной из пресс-конференций, проводимой в рамках объявленного Года Гранина, вы подняли проблему разрушенной системы распространения изданий в городах России. Насколько актуальна эта проблема и как она решается сегодня?

— Да, я действительно сталкивалась с этой проблемой, но мне сложно сказать, как она решается сейчас. Но могу пояснить: издательства делятся на две категории: те, которые готовы распространять то, что они печатают и те, которые просто привозят автору его тираж, сваливают и делай с ним что хочешь. Да, система распространения изданий разрушена. Петербургские издательства еще как-то переправляют тиражи в Москву, кое-как, частично в центральные регионы России по каким-то библиотекам, и на этом все! Такого распространения как раньше, сегодня нет: если книга была издана, часть тиража обязательно уходила в книжные магазины. Да и тиражи стали очень маленькие. Беру папины книги, изданные в «Роман-газете» — это же миллионные тиражи!  А теперь мы издаем собрание сочинений Даниила Гранина – тираж 1 500. Мы сетуем, что сегодня не читают, то-се, но ведь и читать по сути нечего. И не только потому что многие книги не доходят до регионов России, но и потому что все вокруг так стремительно меняется и молодежи хочется читать о том, что нас окружает сейчас, получить свежую, сиюминутную информацию. А что она дает? Прочитал и через пару часов забыл, потому что идет новая волна информации, и этот поток не дает остановиться, переварить, осмыслить полученное.

— Сегодня произведения советских классиков можно найти в электронном варианте, но для людей старшего возраста довольно сложно читать с мониторов, и уже тем более с гаджетов. Все-таки книга в руках — это как разговор с автором, а не простое чтение…

— Я сама из этого читающего поколения и признаю книгу. Но проблема еще и в том, что сегодня современные произведения в массе своей не трогают душу читателя. На мой взгляд, российские современные авторы находятся под влиянием западной литературы — слишком много мрачных, безысходных произведений, не дающих надежду. Они забывают о том, что человек по своей натуре не меняется так же стремительно как жизнь вокруг нас, что на самом деле все, что важно было человеку прошлых столетий, остается важным и сегодня. Это нетленные ценности: дружба, верность, любовь, семья, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, достойное существование и реализация человека как личности. Такие очень простые радости жизни: чтобы в детстве были рядом любящие папа и мама, а в старости — теплый очаг и заботливые дети. Это никуда не делось, так что же об этом ничего не пишут? Жаль, но литературы, направленной на какие-то нравственные ориентиры, как-то очень мало.

Время покаяния

— Даниил Александрович известен как писатель, пишущий о войне, но он по образованию технарь, и в его творческом багаже есть произведения о людях науки — инженерах, биологах, физиках… В советское время молодежь зачитывалась романами «Искатели», «Иду на грозу», по последнему, к слову в 60-х был снят одноименный фильм. А что сегодня?

— К сожалению, сегодня мне сложно назвать какие-то книги, воспевающие труд. Возможно, я не все успеваю отслеживать, но тенденция такова, что в современной литературе герой дня — человек успешный, делающий карьеру, озабоченный деньгами. Взять от жизни все здесь и сейчас — такое вот потребительское отношение культивируется. В Год Гранина мы проводили во Франции мероприятие, где рассказывали о «Блокадной книге» и о других произведения папы.  И выступавшие эксперты отмечали, что и во французской литературе нет сколь-нибудь равнозначного папе писателя, который бы пропагандировал исследовательскую работу, труд, человека науки. Современная литература утратила эту функцию. Я согласна что многие профессии уходят из нашей жизни — прогресс не остановить, — но созидательная функция человека была, есть и будет. Какие бы технологии не приходили сегодня в нашу жизнь, их создает человек — своими руками, своим умом, своим трудом, в конце концов. Так почему бы не писать об этом, а не заполнять книжный мир беспросветной чернухой, пропагандируя насилие, жестокость, пустое времяпрепровождение, сомнительные развлечения и так далее.

— Не могу избежать вопроса, который, думаю, вам многократно задавали — о речи Даниила Александровича в бундестаге в 2014 году. Она потрясла немецких парламентариев своей запредельной искренностью и прозвучала как выстрел. Но потрясла она и российский народ, ведь он тогда высказал, на взгляд многих, смелую, я бы сказала почти крамольную мысль: примирение и покаяние. Этот призыв был воспринят российским обществом неоднозначно и очень болезненно. Почему мы должны примириться, покаяться, кого и почему простить?!

— Да! Примирение и покаяние — это сложно, болезненно и для многих может вовсе непонятно. Согласна с вами. Но в военных конфликтах участвуют солдаты, которых не спрашивают –—хотят они воевать или нет. Они подчиняются приказам. Должно ли присутствовать чувство вины у немцев? Да, и воевавшее поколение Германии покаялось, у них есть даже Музей капитуляции в Берлине. Для немцев такая память — это болезненно, мне даже стало как-то обидно за них, но они пошли на это. Зачем? Думаю, это и было покаяние, горькое, тяжелое, мучительное. Выстраданное. Это, на мой взгляд, очень важный шаг к осознанию того, что война — худшее из всех зол на земле. Она не должна быть неизбежностью. Я думаю, что и нам надо простить, ведь нынешнее поколение не имеет к войне никакого отношения. Наши деды и отцы воевали с их предками, не с сегодняшними немцами. Надо отпустить войну, но не забывать, что она со всех сторон ужасна!

«Блокадная книга» — это документ

— К слову, роман «Мой лейтенант» начинается с описания изуверской бомбежки эшелона на маленькой станции Батецкая и о жутчайшем страхе, который испытал юный лейтенант Гранин…

— Скажу больше. Неделю назад нас пригласили на станцию Батецкая, где открывали мемориальную доску на здании вокзала, посвященную папе. Это как раз связано с описанными в самом начале романа «Мой лейтенант» событиями 21 июля 41 года, когда немцы зверски разбомбили эшелон с ополченцами. Люди ехали защищать свой город Ленинград, они не успели даже взять в руки оружие, они не стали героями — почти все они погибли, не доехав до линии фронта. Те, кто остался жив, в том числе и мой папа, разом стали солдатами. Они поняли — перед ними враг, он на нашей земле и ее надо защищать! Но самое страшное для меня было то, что сказал глава муниципалитета на встрече: этот маленький поселок так и не восстановился после войны. 15 тысяч жителей маленькой станции были угнаны в Германию, и сегодня, в год 75-летия Победы там живет всего 5 тысяч человек. И я подумала, что мы много говорим о войне, о патриотизме, проводим акции, шествия «Бессмертный полк» и не понимаем, как глубоко вошла она в жизнь страны. Она разрушила не только дома, она вошла в души, сердца, в память народа. России гораздо труднее восстановиться от последствий войны, нежели другим пострадавшим от нее. И гордиться Победой в ВОВ — это не чья-то выдумка сверху, это состояние души народа. Достоинство книги «Мой лейтенант» в том, что она показывает войну во всей ее чудовищности. Думаю, что молодые люди, прочитав ее, перестанут думать, что война — это круто, что там только бравые вояки, отважно бьющие врага. Нет, на самом деле это ад, кровь, грязь и боль.

— В интернете много пишут о том, что трейлер фильма «Блокадный дневник», который снимает режиссер Андрей Зайцев по знаменитой «Блокадной книге», написанной Граниным в соавторстве с Алесем Адамовичем, вызвал у вас крайне негативную реакцию. Чем она была вызвана?

— Я не знаю, что такое трейлер…

— Краткий анонс фильма.

— Да, я просмотрела его, он меня откровенно возмутил. И шквал критики не только с моей стороны вполне обоснован. Объясню чем. Я увидела, возможно, плохо загримированных, с наглыми, современными, сытыми лицами мужиков, которые из очереди за пайком набросились на опрокинутые санки с хлебом. Эта фальшь возмущает до глубины души, особенно коренных ленинградцев. У блокадников было так мало сил, чтобы вот так просто уйти из очереди за хлебом. Ведь хлеб мог закончиться и вернуться домой с пустыми руками к умирающим от голода детям, старикам, родителям — это немыслимо! В фильме остро ощутимая фальшь и она возмутила в Питере многих. Я не буду вдаваться в подробности, но у меня договор с режиссером, что он может использовать определенные главы книг, наверное, такой же договор он заключил с Ольгой Бергголльц, но то, что я увидела нельзя назвать «Блокадным дневником». Ведь это не просто название — это документ, и это накладывает на режиссера большую моральную, этическую ответственность. Будь у фильма другое нейтральное название — ради Бога! Тогда к нему будут предъявляться иные требования. Но то, что я увидела, было настолько далеким от реальности, что вызвало резкое неприятие. Не знаю, возможно, я чересчур строго и педантично оцениваю работу режиссера, но если вы читали «Блокадную книгу», то вы должны понять — это документ, страшный по своей сути и содержанию, потому что в ней свидетельства тех, кто пережил этот ужас. Живых свидетелей!

— Война в романах Даниила Гранина и то, что переживает человек на ней, описана очень искренне, я бы сказала обнажено и беспощадно откровенно. Чудовищная жестокость, кровь, грязь и нечеловеческий страх, мелкие подлости и большое предательство. Тем не менее, его произведения наполнены каким-то светлым смыслом, надеждой, в них нет беспросветности, простите, безнадеги… И во всем присутствует нравственное начало. Это свойство его натуры Ч всегда видеть свет в конце тоннеля?

— Мне кажется, это свойственно каждому человеку. Ощущение света, даже в «Блокадной книге» — это не папа придумал. Это идет от тех, кто пережил и рассказывал о блокадных годах. Ведь выживали те, кто заботился о ком-то, кто работал из последних сил. На заводах у станков, в библиотеках, в театрах. Представляете, в Ленинграде в те годы работали учреждения культуры! Библиотеки каждый месяц сдавали отчеты о количестве читателей! Люди читали! Несмотря ни на что город жил, ленинградцы не были сломлены духовно, и эта духовная жизнь в умирающем от голода Ленинграде и есть тот самый негасимый свет в конце тоннеля. И вы правы — в литературе должен быть свет, как нравственное начало, иначе это будет не литература.  

Источник - ugra-news.ru

Категория: Акции, мероприятия | Просмотров: 557 | Добавил: РФ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar