08:31
Даниил Гранин и наука

Очередной выпуск «Литературного четверга» Псковской областной универсальной научной библиотеки продолжает тему ученых в художественной литературе. Сегодня наш обзор посвящен произведениям Даниила Гранина 60 - 90-х годов XX века.

Новым героем времени в 1960-е годы в нашей стране стал ученый — чаще всего физик, математик, инженер-конструктор. Тот, кто занимается чем-то очень современным и даже возвышенным, но в то же время прочно стоящим на почве «объективных законов» науки. Последние понимались как главная антитеза советской идеологии.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №1

 

Знаменитый физик Лев Ландау шутил, что науки делятся на естественные, неестественные — то есть гуманитарные, и про­тивоестественные — то есть идеологические. А другой великий физик Петр Капица, известный тем, что в сталинские времена отказался участвовать в атомном проекте, говорил в 1960-е годы: «Чтобы управлять демократически и законно, каждой стране абсолютно необходимо иметь независимые институ­ты, служащие арбитрами во всех конституционных проблемах… Похоже, что в Советском Союзе эта моральная функция выпадает на Академию наук СССР».

В шестидесятые годы в советской литературе и кинематографе появляется новый тип учёного. Это уже не безумец, несчастный и гонимый, не очкарик со странностями – гений в науке и абсолютно беспомощный в быту, не седой академик в пенсне и ермолке – «милостивый государь». Это молодой человек в модном пиджаке, образованный и остроумный, который легко знакомится с девушками, не видит преград в осуществлении своих научных идей и готов перевернуть Вселенную, если, конечно, ему дадут точку опоры.

«Для писателя это редкая удача, когда в народ имя его героя уходит раньше, чем его собственное имя. Даниилу Гранину эта удача улыбнулась почти на старте: имя Лобанова я услышал раньше, чем имя его создателя. Когда мой брат, будущий высококлассный инженер, вступал в комсомол, своим любимым литературным героем он назвал не канонического Павла Корчагина или Олега Кошевого, а инженера Лобанова из романа «Искатели»».

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №2

 

Основное направление и тема произведений Гранина 50- 60 –х годов — реализм и поэзия научно-технического творчества. Сказывается техническое образование Гранина. На страницах произведений писателя поселились ученые, научные работники, инженеры и простые работяги. Чтобы описать их жизнь, Гранину не требовалось ездить в творческие командировки, ведь все эти люди были частью его окружения – друзьями, знакомыми, коллегами. За живость персонажей и простоту любимых образов писатель до старости благодарил свою работу в области электротехнической науки.

Первый роман Гранина «Искатели» был написан еще во время учебы в Политехническом институте. В центре повествования — советский ученый Андрей Николаевич Лобанов. Он работает над созданием аппарата, помогающего искать места разрывов телефонной связи. Эта работа имеет для него и личное значение: друг Лобанова погиб на войне во время поиска обрыва телефонного кабеля. Ученый устраивается на завод, где становится заведующим лабораторией.

Однако все свои силы ему приходится направить не на разработку устройства, а на бюрократическую волокиту, всячески мешающую продвижению науки. Книга принесла Гранину известность. В 1956 году книга была экранизирована.

Опубликованный в 1958 году в журнале "Октябрь" (N 7, 8 и 9) и вышедший затем отдельной книгой роман Даниила Гранина «После свадьбы» привлек внимание многих критиков. Роман посвящён судьбе молодого изобретателя, посланного комсомолом на работу в деревню. Здесь автор, убедительно отстаивая достоинство науки, талант ученого, сосредоточивает внимание на нравственных основаниях научного творчества, поэтизирует бескорыстие героев, одержимых поиском.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №3

 

Романы о «волшебниках» – так Гранин называет тех, кто делал фантастические научные открытия и воплощал в жизнь самые безумные, сказочные проекты. «Волшебник прилетел в Москву шестого мая в восемь часов утра. Он первым сбежал по качающемуся трапу на бетонные плиты аэродрома. Взгляды встречающих устремлялись к нему и соскальзывали: никто не находил ничего особенного в этом стройном, загорелом парне в модном ворсистом пиджаке. Весь его багаж составляла кожаная папка, где между бумаг бренчали мыльница и зубная щетка». Так просто начинается роман Даниила Гранина «Иду на грозу», написанный в 1962 году.

Действительно, молодой учёный, задавшийся целью управлять атмосферной энергией, подчинить разряд молнии, грозу, казался волшебником. Таков он, Олег Тулин, счастливчик и везунчик. Но есть и другие: те, кто понимает, что в науке не всегда можно рассчитывать на быстрый результат. Их стезя начинается с неудач, их преследуют провалы и катастрофы, но они не идут на компромисс, если убеждены в правильности научной гипотезы. Они не требуют, чтобы им дали точку опоры. Пытаются создать её сами, даже оказавшись в вакууме. Таков Сергей Крылов. Оставшись в одиночестве после провала эксперимента, ответственность за который формально несёт он, Крылов готов начать всё с начала, потому что верит в успех.

Конечно, эти, вторые, здорово мешают первым – счастливчикам и везунчикам. Они самим своим существованием напоминают, что в науке тоже должен присутствовать моральный аспект, и не всегда цель оправдывает средства. Их пытаются подкупить карьерой, лишь бы они ушли из научной практики. Удачливый Тулин ещё с институтских времён пытается взять шефство над неудачником Крыловым. Позже он совершенно искренне предлагает ему покровительство, чтоб оградить от неприятностей. Но всё тщетно. Беда в том, что жизненные установки успешного Тулина: вовремя уйти от ответственности, легко переключиться на новый проект, не завершив предыдущий, быть дерзким, смелым и в то же время приятным и желанным для многих – абсолютно не подходят Крылову. Он готов идти «на грозу» в одиночку.

Много нравственных вопросов поставлено в романе. Каким человек должен быть, даже независимо от того, чем он в жизни занимается, какими должны быть цели в жизни, что должно двигать поступками и поведением, какие мотивы? И на первый план автор ставит именно нравственные качества. Оставаться человеком, противостоять злу, защищать свои принципы, быть честным до конца — таким должен быть любой человек. Учёные в романе сражаются не только с грозой, но и предательством, подлостью, невежеством окружающих и с самими собою.

«Именно его роман «Иду на грозу» открыл мне, что романтичны не только моряки, летчики и блатные, но также и физики: они обладают всеми классическими мужскими доблестями — прыгают с парашютом, покоряют красавиц, — но при этом еще и необычайно умны и остроумны, они творят историю собственными руками». Александр Мелихов.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №4

 

Три знаменитых романа Гранина — «Искатели», «Иду на грозу» и «После свадьбы» — поставили в театрах. Постановки вызвали фурор. Гранин просто и одновременно глубоко раскрывал во всех трех произведениях тему изобретательства и науки, а также борьбы между настоящими талантами, с трудом пробивающими себе путь на «научной ниве», и бесталанными карьеристами. В его книгах была показана молодая наука, ничего не боящаяся и в результате побеждающая все преграды, неизбежно возникающие на пути тех, кто воюет за новое.

Художественная проза 1970 - 1990-х годов являет собой богатый в тематическом, стилевом, жанровом отношениях пласт произведений, исследующих разные аспекты бытия науки и ученых. Во-первых, это - научно-художественная проза, достигшая особенных успехов в биографическом жанре. Большой интерес представляют жизнеописания крупных ученых, позволяющие войти в круг их идей, ощутить противоборство мнений, остроту конфликтных ситуаций, через которые неизбежно пролегает путь большой науки. Известно, что XX век не время гениальных одиночек. Успех в современной науке чаще всего приходит к группе, коллективу единомышленников, хотя без лидера открытия, конечно, не делаются. Научно-художественная литература вводит в историю того или иного открытия и воссоздает характеры руководителя и его ведомых, особенности их взаимоотношений. Такова, например, книги Д. Гранина «Зубр», «Эта странная жизнь». Во-вторых, это, условно говоря, бытовая проза, живописующая каждодневные будни ученых и людей, их окружавших, во всем разнообразии проблем, конфликтов, характеров, интересных и острых психологических коллизий. Необычную ситуацию описывает Д. Гранин в романе «Бегство в Россию» - американские ученые эмигрируют в нашу страну.

Книга «Эта странная жизнь», впервые изданная в 1974 году, за почти 40 лет переиздавалась десятки раз, она переведена на несколько языков. Это документальная повесть. Книга состоит из 16 глав, в которых автор рассказывает нам о выдающемся советском ученом Александре Любищеве.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №5

 

Александр Александрович Любищев - советский ученый, энтомолог, автор многочисленных научных работ. Он известен своими работами по применению математических методов в биологии. Любищев знал 7 иностранных языков, 5 из которых выучил благодаря своей системе учета времени. В 26 лет Любищев поставил цель своей жизни создать новую науку на стыке биологии и математики - математическую биологию, которая выявит закономерности, определяющие живых существ. Любищев опубликовал более 70 научных работ, написал около 12 500 страниц машинописного текста и создал свою систему учета времени. С 1 января 1916 года и до самой смерти Любищев вел учет своего времени. Он рассчитал, сколько времени ему нужно для достижения его цели и если он доживет до 90 лет, то достигнет её. К сожалению, Любищев умер в 1972 году в возрасте 82 лет.

Гранин иронически пишет: «Полчаса для нас — это не время. Мы признаем только целые моря Времени». А Любищев «осторожно растягивал Время, сжимал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти - «убивать время». Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью. Он испытывал благоговение перед Временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи».

Любищев интересен Гранину как человек, показавший не только великие возможности разума. Он то и дело обращает внимание читателей на масштаб и богатство, честность и щедрость его души.

Любищев был «непримирим ко всякому злу жизни». Выступал против учений, принятых большинством биологов, один - против признанных корифеев, не раз терпел бедствия, но был убежден, что исполнение долга выше житейского благополучия. Яростный полемист, не боявшийся восстать против любых авторитетов, любых признанных теорий, он никогда не преследовал в полемике личных целей.

Необычность героя продиктовала писателю и необычность художественных решений. Он выбрал иной путь - прямого знакомства с личностью Любищева, с его статьями, дневниками, письмами. В результате повествование Гранина иногда становится похоже даже не на «научно-популярный очерк», а скорее на философский трактат.

«Среди высших созданий человека наиболее достойные и прочные - нравственные ценности», и поэтому, «когда сталкиваются наука и нравственность, меня, прежде всего, интересует нравственность», - так пишет Гранин, подводя итоги «странной жизни» Любищева и одновременно намечая будущую тему своих художественно-документальных исследований.

Роман «Зубр» занимает в творчестве писателя особое место. В нем на документальной основе рассказывается о трагической и прекрасной судьбе крупного ученого-генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского, стоявшего у истоков советской науки, работавшего в гитлеровской Германии и осужденного после возвращения в СССР в 1945-м. Прозвище «Зубр» он получил от своих товарищей.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №6

 

Писатель проделал огромную работу, собрал по кусочкам биографию генетика и сделал чудесную мозаику. Смысл произведения выходит за рамки конкретного жизнеописания: представляя свою концепцию личности, автор показывает, как его герой изменяется, противостоя обстоятельствам и вырастая до масштабов фигуры поистине легендарной.

В романе «Бегство в Россию», опубликованном в 1994 году, Даниил Гранин раскрылся для читателей с новой стороны. Прозаик вернулся к излюбленной теме судьбы ученых, однако раскрыл ее в форме приключенческого детектива.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №7

 

В 1956 году мир облетела сенсационная новость: двое талантливых американских ученых, инженеров-радиотехников, крупных специалистов в области электронной и военной промышленности - Джоэл Барр и Альфред Сарант, - преследуемые ЦРУ, бежали в Советский Союз. Все годы жизни в СССР их реальная биография была строго засекречена, и мало кто знал, что они работали на советскую разведку еще со времен Второй мировой войны, передавая русским сверхсекретные данные об американском оружии… Даже самый знаменитый автор шпионских романов не смог бы придумать такую историю, которую реально пришлось пережить этим двум людям. Хитросплетения их судеб могут шокировать самого притязательного читателя. Судьба этих людей не случайно привлекла внимание Даниила Гранина (у него они выведены под именами Джо Берт и Андреа Костас). Помимо всего прочего он знал их лично.

Но еще одна грань литературного творчества Даниила Гранина о которой мало кто знает – это научная фантастика. В статье «И все же…», посвященной фантастике и написанной в далеком 1967 году в журнале «Иностранная литература», писатель так декларирует свои интересы: «В самом деле, а как будет жить человек в мире с управляемой гравитацией, с перемещениями во времени? Что станет с человеком, когда он сможет стимулировать свой мозг, все выучить, все изучить, запомнить, вызвать в памяти любой момент прошлого? С человеком, который будет наделен способностями воспринимать инфракрасное излучение, видеть в темноте, слышать в широком диапазоне колебаний, непосредственно принимать радиоволны? Реакции его будут ускорены, физические силы умножены. Он будет избавлен от страха болезней — рака, гипертонии, склероза. Он сможет жить под водой, на других планетах, формировать способности своих детей, вызывать эти способности или даже изменять их. Этому человеку, избавленному от примитивной физической работы, от счетной работы, от скучной механики простейших движений, будет доступна любая книга, фильм, представление, происходящее в любом месте земного шара. Что же останется от собственно человека в этой раздутой, усиленной всеми средствами оболочке всех мыслимых благ, потребностей и желаний? Что произойдет с простыми человеческими чувствами — добротой, любовью, скукой? Каким станет человек?».

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №8

 

Первый рассказ «Место для памятника» сразу же поражает читателя мотивом фантастического изобретения и путешествия во времени совершенно не характерным для основного творчества Д. Гранина. Краткое содержание: на приём к чиновнику приходит странный человек. Он утверждает, что сделал важное изобретение и что ему нужна помощь. Бюрократ не верит и требует веских доказательств. Тогда посетитель показывает фото из будущего с памятником самому себе... Попытки «предотвратить» изобретение и посмертную славу безвестного учёного-изобретателя Лиденцова приводят к парадоксально противоположным результатам - чиновник Осокин, отчаянно сопротивляясь, своими воспоминаниями помогает открытию и славе ученого.

Рассказ для автора явно важен, так как включался в несколько его сборников и собрания сочинений. Переведен на немецкий и польский языки.

Следующая фантастическая повесть «Оборванный след» написана в 2000 году. По аннотации: «Повесть о жизни ученых в современной России». На самом деле это несколько дней из необыкновенного путешествия ученого в другие миры, возможно, в будущее.

Учёный Сергей Погосов после фиаско на армянском симпозиуме решил провести две недели отпуска на даче в пустынном осеннем посёлке на берегу моря. Нужно было отойти от повседневной суеты и попытаться в уютной тишине решить одну научную проблему, не дающую ему покоя.

Литературный четверг. Даниил Гранин и наука, изображение №9

 

Однажды в утренней пробежке по пляжу он заметил на песке цепочку следов женских туфель, которая внезапно обрывалась. Истинному ученому не дает покоя неразрешимая задача - куда делась женщина, не взлетела ведь? Встреча произошла, и женщина предложила: «Хотели бы вы познакомиться со своей душой? Услышать ее?».

Далее Погосов попадает в неизвестную лабораторию, где ему предлагают взамен на некоторые замеры, ознакомится с неизвестными ему материалами по плазме. «Погосов не сразу понял, что с ним творится. На большом экране он видел, как он вместе с Лерой искал в электронном каталоге материалы по низкотемпературной плазме. Все это он видел перед собой на экране, сам же продолжал оставаться в кресле. В темноте он нашел руку Леры, проверяя себя. Ощущение раздвоения было мучительное — он сидел здесь и одновременно находился там. Он видел себя того, то, что происходило там, все отзывалось в нем, его «я» расщеплялось надвое. Он был там и тут…Там, в каталоге, он нашел монографию Вебера, на самом деле она только готовилась к печати, а здесь уже имелась. Дальше шли материалы конференции в Беркли, которая должна была состояться через год. Сидящий в кресле Погосов ошеломленно откинулся на спинку, помотал головой, чтобы отделаться от наваждения, а тот, тыча в каталог, закричал: «Откуда это у вас? Что за ерунда!».И вот здесь читатель узнает Д. Гранина, писателя, который, помещая своего героя в экстремальные условия, изучает его поведение, возможности, запас человечности.

Очень жаль, что фантастические произведения не захватили Д. Гранина настолько, чтобы преподнести читателям больше сюрпризов. Сюжеты в этих произведениях занимательны, размышления героев заставляют задуматься о смысле жизни и своих поступках.

Со всеми представленными в обзоре книгами вы можете познакомиться в отделе абонемента.

Светлана Галактионова,

заведующая отделом абонемента

Категория: О книгах Даниила Гранина | Просмотров: 545 | Добавил: РФ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar